Зайдите на Большой форум "Литературный вестник". Он больше и больше возможностей! http://poetry.love3.ru С любовью, Ваша Наташа. .

АвторСообщение
профи. модератор




Сообщение: 112
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.10 17:31. Заголовок: Ликбез - Уроки русского языка.


РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ВСЕХ
Введение

Русский язык – язык русской нации и средство межнационального общения многих народов, живущих в СНГ и других государствах, входивших в состав СССР. Русский язык является одним из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; входит в число «мировых языков».
В конце 20 века. в мире в той или иной мере владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. Основная масса говорящих на русском языке проживает в России (143,7 млн. по данным Всесоюзной переписи населения 1989г.) и в других государствах (88,8 млн.).
В соответствии с Конституцией РФ (1993г.) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Одновременно русский язык является государственным или официальным языком ряда республик, входящих в РФ, наряду с языком коренного населения этих республик.
Современный национальный русский язык существует в нескольких формах, среди которых ведущую роль играет литературный язык. За пределами литературного языка находятся территориальные и социальные диалекты (говоры, жаргоны) и отчасти просторечие.
В истории русского языка выделяют три периода:
- 6-14 века. Этот период характеризуется выделением восточных славян из общеславянского единства. С этого времени ведет существование русский язык. В этот же период, в десятом веке, на Русь пришло христианство, с которым связывают появление письменности.
- 15-17 века. Этот период связан с распадом единого восточнославянского языка и возникновением языка великорусской народности.
- 18-20 века. К середине 18 века сформировался национальный русский язык, а к началу 19 века сложилась форма русского литературного языка, которой мы пользуемся и сейчас.
Всякий язык функционирует в двух формах письменной и устной речи (таб. 1).
Таблица 1.Специфические особенности устной и письменной речи

Устная форма
- Быстрая передача информации бытового характера, рассчитанной на слуховое восприятие.
- Использует разговорно-бытовую, просторечную, диалектичную лексику и фразеологизмы.
- Упрощенный синтаксис.
- Диалогическая форма.
- Использование вспомогательных средств: мимика, жесты и др. -

Письменная форма
Закрепление информации на длительный срок с помощью сложной системы графики и орфографии.
- Лексика регламентируется с помощью литературных норм.
- Упорядоченность синтаксиса, строгая последовательность в изложении.
- Монологическая форма.
- Редакторская справка в тексте.

Язык функционирует через речь.
Речь – индивидуальное использование средств языка для общения с членами языкового коллектива.
Следует различать национальный русский язык и русский литературный язык.
Национальный язык включает в себя все проявления речевой деятельности людей: речь профессора и студента, ребенка и заключенного, старушки и журналиста и т.д.
Литературный язык – язык, обработанный мастерами слова, учеными и общественными деятелями.
Это строго нормированная форма общенародного национального языка. Жаргоны, сленги, диалекты, ненормативная лексика не включаются в литературный язык.
В соответствии с существующими единицами языка, различают следующие языковые нормы:
- Звук (фонема): [а];[о];
- Слоги: э/лек/три/фи/ка/ци/я;
- Слова: велосипед, дерево, сельсовет.
Верное произношение слов регламентируется орфоэпическими нормами;
- Словосочетания.
Слова согласуются друг с другом и, следовательно, изменяются. Эти изменения регламентируются морфологическими и грамматическими нормами;
- Лексические нормы (слово употребительные);
- Орфографические нормы (стоят на страже правописания);
- Синтаксические нормы (нормы построения предложения);
- Нормы пунктуации (регламентируют расстановку знаков препинания).
И устная, и письменная речь используют различные средства языка, поскольку у этих форм речи разные цели (таб. 2).

Таблица 2.

Устная речь
- Звук, слог – (фонетика)
- Фонетическое слово- (орфоэпия)
- Речевой такт- (орфоэпия)
- Фраза - (фонетический синтаксис)

Письменная речь- Буква (графика)
- Слог (морфология)
- Слово (лексика)
- Словосочетание (грамматика)
- Предложение (синтаксис)

Каждому уровню языка соответствуют свои нормы – это совокупность правил, регламентирующих произношение, словоупотребление, правописание, сочетание слов в предложении, построение предложения, расстановку знаков препинания.
Все языковые нормы закрепляются в специальных книгах, которые называются словарями.
Словарь – это справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), систематизированных в алфавитном порядке или по другому признаку.
Словарь выполняет две функции:
- Информативную (отражает знания, практику, деятельность человека);
- Нормативную (отражает знание и употребление слов).
Внутреннюю классификацию словарей делят на:
- Общую, которая отражает все пласты лексического языка;
- Частичную, отражает одну сторону языка.
Словари бывают одноязычными и многоязычными.
Они делятся также на лингвистические и терминологические.
Лингвистический словарь описывает лексико-семантическую структуру языка. Понятие “лингвистический словарь” носит общепринятый характер, так как объединяет в себе большую группу словарей. Среди них выделяют:
- научные;
- нормативные (содержащие смысловую, грамматическую, экспрессивно-стилистическую и валентную способность сочетаться с другими словами в соответствии с современными нормами словоупотребления);
- учебные (для учебных целей).
По содержанию словари могут быть:
- орфоэпические;
- орфографические;
- антонимов;
- синонимов;
- паронимов;
- омонимов;
- толковые (например, толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даль (1801-1872 гг.) в четырех томах).

Культура речи. Речь выполняет в обществе коммуникативную функцию, т.е. функцию общения и является его инструментом. Особо важную роль имеет речь в процессе обучения профессионального и делового общения. Культура речи в профессиональном общении, в деловом общении имеет первостепенное значение. Как существует правило культуры поведения, умения одеваться, так существуют и признаки речевой культуры.
Признаки речевой культуры:
1) Правильность речи её точность и ясность.
2) Логичность (последовательность изложения) и краткость.
3) Чистота и уместность подразумевается отсутствие малопонятных большинству элементов языка: диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, слов – паразитов, иностранных слов, которые не вошли в общее употребление.
4) Богатство и эмоциональность.

Правильность речи. Её соответствие общепринятым языковым нормам определяется в трёх аспектах: произношение, словоупотребление и грамматика. Неправильное произношение и неверно поставленное ударение отвлекают слушающего от содержания речи и заставляют мысленно искать верный вариант.
Правильное словоупотребление – другой важнейший элемент культуры речи. Слово только тогда воздействует на слушателя, когда оно употребляется в соответствии со своим значением и сочетается с другими словами. Недоумение слушателя могут вызвать ошибки связанные с не различением паронимов (паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению).
Например: Список (рекомендательной / рекомендованной) литературы.
Тавтология тоже снижает ценность речи (употребление рядом слов близких и совпадающих по значению): своя автобиография, хронометраж времени, свободная вакансия.
Неуместное употребление иностранных слов также считается ошибкой. Недопустимо разрушение устойчивых словосочетаний (т.е. фразеологизмов).
Зачастую происходит нарушение грамматических норм. Первое грамматическое требование – это учёт особенностей устной речи, которая рассчитана на слуховое восприятие.
Второе грамматическое условие – это относительная свобода устной речи. В порядке слов в предложении и в пропуске некоторых слов.
Третьим признаком современной речи на грамматическом уровне является синтаксические конструкции, цель которых привлечь внимание к определённой части высказываний.
Например: Что касается, относительно вашего предложения, по поводу вашего замечания…
Четвёртым характерным признаком устной речи являются вводные слова и предложения: короче, словом, например, если хотите, исходя из выше сказанного.
Пятое – в устной речи не рекомендуется злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами, т.к. эти элементы характерны в основном для письменной речи.
Но при относительной свободе устной речи следует строго соблюдать нормы согласования и управления.
Логичность и краткость речи. Требования логичности речи обязывает нас соблюдать законы логики.
1. Закон тождества, который гласит, что предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, одно знание не должно подменяться другим.
2. Закон противоречия, который гласит, что два взаимоисключающих высказывания, одно из которых что – либо утверждает, а другое это же отрицает, не могут быть одновременно истинными.
3. Закон исключённого третьего, который является выводом из закона противоречия. Он гласит из двух противоречивых друг другу высказываний одно истинно, а другое обязательно ложно.
4. Закон достаточного основания. Чтобы признать суждение истинным, необходима аргументация. Любое определение не должно быть чрезмерно широким или очень узким и должно соответствовать истине.
Например: История – это наука (определение заужено).
Дети – это цветы жизни (афоризм).
Одновременно и логичностью выдвигается требование краткости речи, следует избегать многословия или речевой избыточности, нередко заключающейся в явлении тавтологии.
Например: Зачем ты вернулся обратно?
Прошли обильные снегопады, и выпало много снега.
Краткость – умение освободить речь от всего лишнего так, “чтобы словам было тесно, а мыслям просторно”.
Чистота и уместность речи предполагают отсутствие сорных слов, жаргонизмов, диалектизмов, ненормативной лексики и т.д., т.е. всего того, что затрудняет её восприятие.
Богатство и эмоциональность речи
Богатство речи заключается в умении пользоваться словарным запасом языка: многозначностью слов, синонимией, омонимией, фразеологическими оборотами, стилистическими средствами языка.
Эмоциональность предполагает использование возможностей интонации (тембр, темп, пауза, логическое ударение и т.д.).
Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.


Контрольные вопросы:
1. Соотношение языка и речи. Основные единицы языка.
2. Особенности устной и письменной речи.
3. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы.
4. Перечислите все известные словари русского языка и дайте краткую характеристику каждому из них.
5. Понятие культуры речи. Качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).


===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 31 [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 84
Зарегистрирован: 14.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.10 17:32. Заголовок: http://jpe.ru/1/max..




Спасибо: 1 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 243
Зарегистрирован: 26.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.09.10 14:38. Заголовок: :sm77: В "кон..




В "контрольных" вопросах ни слова про мат ...
Вопрос ведь серьёзный, но все промолчат!!!

ас

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 113
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 02:52. Заголовок: Все будет! скажу пар..


Все будет! скажу пару слов и про мат.
Но он, как известно тебе, неформат:))

===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 249
Зарегистрирован: 26.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 08:51. Заголовок: :sm141: Силен пор..




Силен порою неформат! ...
Формат подчас же ... мелковат.

as

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 136
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 15:22. Заголовок: Принципиальный раздел


Принципы русской орфографии

Многие алфавитные системы мира прошли многовековой путь развития, совершенствуясь с развитием фонетической структуры языка, алфавитной системы, но так и не смогли достигнуть полного соответствия с произношением. Особенно заметно это явление в английском языке. В русском языке в силу разных причин полного соответствия между системой звуков и алфавитом тоже не наблюдается.
Употребление букв в русском языке регулируется особыми правилами, установленными орфографией.
Орфография (от гр.orthos-«правильный» и grapho-«пишу») - 1) система правил правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет единообразие способов передачи слов с помощью букв и графических знаков (дефисов, пробелов, знаков переноса). Например, Не по-товарищески (15 букв, 17 знаков).
Различают два типа написания слов:
1) Написания, определяемые произношением. Они относятся к фонетическому
принципу орфографии.
2) Написание, определяемое:
а) орфографическими правилами;
б) традициями письма – относятся к морфологическому, историческому и принципу дифференцированного правописания.
Ведущим принципом русской орфографии является морфологический принцип, который предполагает связь написания не с отдельной буквой или отдельным звуком, а с более сложной частью слова - морфемой. Морфема- это наименьшая по значению неделимая часть слова. Например, лес - лесник - лесничий - лесозаготовки - корневая морфема, переходящая из одного слова в другое. В ней заключается лексическое значение слова.
Слов без корней не бывает. Это обязательная часть слова. Служебные слова состоят из корневых морфем (например: тут, везде, там, всюду и т.п.).
Суффиксы, окончания и приставки - служебные морфемы.
В соответствии с морфологическим принципом все значимые части слова пишутся одинаково, независимо от произношения, как в сильной, так и слабой позиции.
Фонетический принцип. Он базируется на отражении произношения слов на письме, последовательно буква за буквой. В русском языке фонетический принцип распространяется в основном на правописании изменяемых приставках. Например: приставки - из, ис, раз, рас, без, бес, и т.д.
Исторический принцип. В его основу положено сохранение на письме облика всего слова. При этом современное произношение не учитывается, а правописание осуществляется по традиции так, как сложилось много лет назад.
Кроме того, орфография регулирует такие вопросы правописания, как: I) употребление прописных и заглавных букв; 2) слитное, раздельное, дефисное написание слов; 3) правила переноса слов.
В соответствии с орфографическими правилами пишутся целые группы звуков, морфем, слов. Тип написания, который соответствует какому-либо орфографическому правилу, получил название орфограммы.
Орфограмма (от гр. «ортос»- правильный и «грамма»- запись)- написание, соответствующее орфографии и требующее применения этих правил.
Орфограмма выбирается в соответствии с условиями выбора правильных написаний.
В русском языке существует 70 видов орфограмм. Они объединяются в группы по разным свойствам (по месту расположения в слове, по графическому совпадению, по свойству опознавательных признаков, по смежности в условиях выбора и т.д.)
Принцип дифференцированного написания. Распространяется на различные написания омонимов. Кроме того, он распространяется на написание аффиксов.
Орфография - система правил, устанавливающих одинаковое написание одних и тех же слов. На ранних этапах развития языка таких правил не было, но постепенно они сложились практически в каждом языке, причем система эта строгая. При написании слов различной структуры большое значение имеют лексический и грамматический анализ слова. Лексическое значение слова заключается в его основе. Лексическое значение складывается из значения, которое носит корень + словообразовательные аффиксы. Грамматическое значение выступает, как добавление к лексическому, выражает отношение к другим словам или к лицу, совершающему действие. Если у слова одно лексическое значение, то грамматических бывает несколько. Грамматическое значение находит свое выражение в различных формах слова.

Таблица 8

Условие выбора
1 .Фонетические: ударность/безударность Вода (воды)
-шипящие и - ц Желудь (желудевый), цитата
-мягкие согласные Коньки, конь, листья
-озвончение, оглушение согласных Косьба (косить), ложка (ложечка)
2.Словообразовательные: часть слова Приклеить, овражек
-однокоренное слово Дуб ['п]- дубок
3. Морфологические: часть речи В течение (предл.), в течении (сущ.)
-признаки частей речи, склонение сущ., спряжение глаголов На опушке, видит
4.Синтаксические: связь слов в словосочетаниях В осеннем лесу
5. Смысловые
-лексическое значение слова Полоскать белье - поласкать кошку
-значение части слова Пребывать (находиться)- прибывать (приезжать)


===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 140
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 07:35. Заголовок: ОРФОГРАФИЯ


ОРФОГРАФИЯ
УРОК №1. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Писать по-русски грамотно не сложно. Надо знать основные принципы русской орфографии и соответствующие им правила правописания.
1. Морфологический принцип.
2. Фонетический принцип.
3. Исторический принцип
4. Принцип дифференцированного написания.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
1.Морфологический принцип – ведущий принцип русской орфографии. Он основан на одинаковом написании гласных и согласных как в слабой, так и в сильной позиции.
Подводный – [п@дводныj] – гласная в приставке под- находится в слабой позиции, т.к. является безударной; гласная -О- в корне стоит в сильной позиции, т.к. находится под ударением ( сравни: вода [в@да] - гласная в корне в слабой позиции, т.к. на нее не падает ударение)
Основное правило морфологического принципа: безударные гласные в корне или других частях слова проверяются ударением. Например: вода – подводный – подпись.
Согласные проверяются переводом из слабой позиции в сильную: cказка [скаска] – сказок. То же самое можно сказать о непроизносимых согласных:
Слова, в которых написание проверить нельзя, подлежат запоминанию.

Выполнить упражнение.
Промышленность разв…вается
Влас…ный
Флаги разв…ваются
Гиган…ский
Посв…тить фонариком
Грус…ный
Посв…тить стихотворение
Аген…ство
Соблюдать ч…стоту
Гнус…ный
Ч…стота волн
Горес…ный
Прож…вать по адресу
Хрус…нуть
Прож…вать хлеб
Словес…ный
Ув…дать друга
Чудес…ный
Ув…дать от жары
Со…нце
Пос…деть от горя
Интерес…ный
Пос… деть за столом
Кос…ный мозг
Запомнить написание следующих слов: агроном, абориген, абсолютный, авангард, авантюра, агрегат, адаптация, адвокат, академик акробат, аллегория, амбразура, бакалея, бобслей, бамбук, бандероль, бонапартизм, бегемот, богема, ботфорт, батальон, баобаб, бордюр, брошюра, бронированный, бакалавр, бюрократ, винегрет, валидол, вандал, виолончель, гегемон, гонорар, декламировать, дефицит, диаграмма, директива, идеология, интеллектуальный, интеллигентный, пантомима, триумф, обаяние, палисадник, пластилин, пропаганда, эликсир и т.д.
Если написание слов вызывает у вас затруднение, обратитесь к орфографическому словарю.


===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 141
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 07:45. Заголовок: ..


УРОК №2. ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
2. Фонетический принцип распространяется в основном на правописание приставок
Этот принцип является исключением из морфологического и характеризуется тем, что морфемы (приставки) в словах как слышатся, так и пишутся.
а) правописание изменяемых приставок на согласный звук З – и С –
С - пишется только перед глухими согласными (Ф, Ш, С, Т, Ц , Щ, Х,Ч, К, П )
Перед звонкими согласными и гласными пишется З –
из – ис – избежать - искалечить
без – бес – безумный - бессердечный
раз – рас – разброс - рассердиться
воз – вос – возлежать – воскликнуть
вз – вс – взлететь – вспухнуть
низ – нис – низвергнуть - ниспадать
через(чрез-) – черес(чрес-) – чрезмерный – чересполосица
Примечание: перед корнем -ЧЕТ- в приставках пишется одна С – расчет,
Перед корнем – ЧИТ - пишется две СС - рассчитывать;

б) приставки – З в русском языке нет. Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными и перед гласными – сбить, сдать, сжаты, сыграть;
Запомнить написание слов: здесь, здание, ни зги, здоровье;

в) в приставках раз(рас - ) – роз(рос-) - под ударением пишется - О , без ударения – А
роспись – расписка, розвальни – развалиться, розыск – разыскать;
Исключение: РОЗЫСКНОЙ ОТДЕЛ;
В слова РАЗОР, РАЗОРИТЬ, РАЗЕВАТЬ, РАЗИНУТЬ пишется одна буква - З

г) после русских приставок на согласную корневая гласная - И переходит в – Ы
(как слышим, так и пишем)
безыдейный, предынфарктный, подытожить, разыграть, предыдущий;
Запомнить: взИмать
После приставок МЕЖ - и СВЕРХ -, а также иностранных приставок ДЕЗ -, КОНТР- ТРАНС -, СУБ – в корне сохраняется -И:
Межинститутский, сверхинтересный, дезинфекция, субиррациональный; контригра

Выполнить упражнение.
Образуйте новые слова по следующей модели: без сер..ца – бессердечный,
без ума, без страха, без забот, без денег, без смысла, без снега, без воды, без остановки,
без края, без системы, без земли, без обиды, без сознания, без пошлины, без опасности,
без работы, без защиты, без просвета, без содержания, без срока, без характера, без чу..ств, без чести, без радости, без вкуса.


ИСТОРИЧЕСКИЙ (ТРАДИЦИОННЫЙ) ПРИНЦИП
3. Написания исторического принципа сложились в процессе развития языка.
Выполнить упражнение.
Ш…ла в мешке не утаишь. Ж…знь прожить не поле перейти. Ч…жую беду рукой отведу. По щ…чьему веленью, по моему хотенью. На свете сч…стья нет. Пощ…ды не просим. Все еще ч…щ… трепещет листвой. Все ощ…щения свежи. Ш…рока страна моя родная. Ж…вое слово. Ч…даки ж…вут на свете. Ч…дес немало на земле. Взовьется в небо ч…йка. Щ…риться от солнца. Несч…стье да беда рядом ходят.



===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 164
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.10 13:17. Заголовок: Принцип дифференцированного написания


УРОК №3. ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ.
4. Принцип дифференцированного написания распространяется на правописание омонимов.
Омонимами называются слова (части слов), близкие по написанию или произношению, но разные по значению.
Бал – танцевальный вечер - Школьный бал.
Балл – оценка – Высший балл.
Компания – группа людей – Встретил веселую компанию
Кампания – ряд мероприятий – Предвыборная кампания. Военная кампания.
Плач - сущ. м.р. - За стеной послышался детский плач
Плачь – глагол повелительного наклонения. Тише, Танечка, не плачь… e
Ожог – сущ. ж.р. У пациента ожог 2 степени.
Ожёг – глагол - Я ожёг руку о кастрюлю.
Правописание приведенных выше слов зависят от их лексического или грамматического значения (дифференцированное написание).
В соответствии с этим принципом функционируют следующие правила:
а) употребление Ъ и Ь
б) разные по смыслу приставки ПРИ - и ПРЕ - ;
в) корни с чередованием гласных Е/И ; А/О;
г) О, Ё, Е после шипящих и Ц во всех частях слова;
д) Н и НН во всех частях речи;
е) слитное, раздельное и дефисное написание слов.


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК
Пишется перед только буквами Е, Ё, Ю, Я
а) после русских приставок на согласный звук: разъезд, съезд, объём, подъём, предъюбилейный, подъюбник, объявление, отъявленный;
б) после иностранных приставок: инъекция, субъективный, контръякорь, адъютант,
панъевропейский;
в) после числительных ДВУХ –, ТРЕХ –, ЧЕТЫРЕХ – и СВЕРХ –
двухъярусный, трехъякорный, четырехъязычный, сверхъестественный;
В остальных случаях употребляется разделительный мягкий знак: листья, вьюга, вьюн,
пью, братья, колья, перья.
ЗАПОМНИТЬ: ПОДЬЯЧИЙ (ДЬЯК), ФЕЛЬДЪЕГЕРЬ
У мягкого знака можно выделить три функции:
а) он используется как разделительный (см. выше);б) для обозначения мягкости предшествующего согласного: конь, пень, сельдь, эльф,
гель, соль;
в) для обозначения грамматических форм: дочь, печь, ночь, стоишь, бежишь, настежь, прочь, лишь, вскачь, испечь, спрячь

МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ
а) в сущ. м. р. ед. ч. им. п. - плащ, смерч, сургуч, плющ;
б) в сущ. мн. ч. род. п. – туч, училищ, чудовищ;
в) в кратких прилагат. м .р. – шипуч, свеж, кипуч, блестящ;
г) в наречиях - уж, замуж, невтерпеж;
д) в предлоге меж;
е) в сочетаниях НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН: венчик, ночник, ночка, женщина, мощный,



===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 193
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.10 11:23. Заголовок: Разные по смыслу приставки ПРИ-/ПРЕ-


УРОК №4. РАЗНЫЕ ПО СМЫСЛУ ПРИСТАВКИ ПРИ- и ПРЕ-

ПРИ - примеры
Приставка придает словам следующие значения
1. Приближения, присоединения Пришить, прибить, приклеить, прибежать, прилететь, прибыть, привить, примотать,
пригласить, привязать. прислонить
2. Пространственной близости Пришкольный, приморский, прибрежный, приусадебный
3. Действия сверху вниз Придавить, прижать, примять, приклонить
4. Неполноты действия Присесть, прилечь, приоткрыть, прикрыть
5. Слова иностранного происхождения для запоминания Примадонна, приватный, примат, примитив, привилегия, приоритет
ПРЕ - примеры
Приставка используются в следующих значениях
1. Превосходная степень (очень) Прекрасный(очень красивый), премудрый (Василиса премудрая), престарелый ( Дом престарелых)
2. в значении приставки ПЕРЕ- Преграда(перегородка), преступник(переступивший),
превращение (переворот)
5. Слова иностранного происхождения для запоминания Преамбула, престиж, превалировать, президент, прелюдия, премьера, препарат, препона, претендент, претензия, прецедент, пресловутый, презентация, пресмыкаться
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИСТАВОК ПРИ- и ПРЕ-
Вставить пропущенные буквы -И-. или -Е-.

Поезд пр...бывает к первому пути. - Дорогие гости пр...бывают на земле предков.
Пр...дать форму шара. - Пр...дать товарища.
Пр...дел в церкви. - Пр...дел терпения.
Пр...творить дверь. - Пр...творить мечты в действительность.
Пр...клонить ветку к земле. - Пр...клоняться перед талантом артиста.
Пр...ходящая няня. - Пр...ходящие ценности.
Пр...ступить к работе. - Пр...ступить закон.
Пр...зирать врага. - Беспр...зорники.
Пр...даное невесты. - Пр...данье старины глубокой.
Пр...падать к земле. - Пр...подать урок.
Пр...емник традиций. - Пр...ёмник "Турист-2"
Пр...уменьшать значение открытия. - Пр...уменьшить расходы в целях экономии


===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 194
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.10 11:54. Заголовок: Корни с чередованием гласных И/Е


УРОК № 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ: Е / И

БЕР - БИР -а-.........соберу- собираю
ДЕР - ДИР -а-.........сдеру - сдираю
ПЕР - ПИР -а-.........запер - запираю
ТЕР - ТИР -а-..........затер - затираю
МЕР - МИР-а-..........замер - замираю
БЛЕСТ - БЛИСТ-а-..блестеть -блистать
СТЕЛ - СТИЛ -а-.....застелю - застилаю
ЧЕТ - ЧИТ -а-..........зачет - считать
ЖЕГ - ЖИГ - а-........сжег - сжигаю
Корни с чередование гласны Е /И пишутся с буквой - И - , если после корня идет суффикс -а-Для них характерно общее для всех значение: «действие, процесс, состояние»
Хочется в некоторых случаях обратить внимание на омонимичность корней.
Корнь №1. МЕР - МИР-а-..........замер – замираю с чередованием гласных имеет две формы
Ф.1 – МЕР - и ф.2 – МИР -, чередование гласных зависит от наличия или отсутствия суффикса – а –
Этот корень имеет значение - процесс, состояние (умер, замер, отмирание, помер и т.д.).

Но каждая из форм имеет омонимичный корень с самостоятельным значением.
Корень №2 – МЕР – со значением «мерить» проверяется морфологическим способом, т.е. ударением, например, приМЕРять платье (примЕрка)
Корень №3 – МИР – со значением «отсутствие войны» так же проверяется ударением,
Например, приМИРять врагов (мИр).

Это три разных корня, которые надо уметь различать.

Выполнить упражнение

Голос зам…рает, зверь зам…р на месте, ст…реть с доски, ст…рка в холодной воде, ст…рать с лица земли, соб…рать грибы, соб…ру ягоды с куста, список ум…рших, ум…рить свой пыл, оп…реться о парапет, оп…рение птиц, оп…раться на базис, снег бл…стит на солнце, бриллиант бл…стает, заж…гаются звезды, разж…чь костер, расст…лается равнина, заст….лить кровать, рассч…тывать на друга, расч…т времени, соч…тать браком, подп…рать забор, подп..реть дверь.





===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 196
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.10 00:21. Заголовок: Корни с чередованием а/о


ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ: О/А

Правописание корней с чередованием гласных О/А можно сгруппировать следующим образом:
1. в зависимости от ударения:
а) без ударения пишется -О- в корнях
-гор- гар- загОреть – загар
запомнить: выгарки
б) без ударения пишется -А- в корне
-зор- зар- зОри – заря
запомнить: зОревать, зОрянка

2. в соответствии с произношением:.
- клон- клан- склонить – кланяться (под ударением как слышится, так и пишется)
- твор- твар- творение - твари (под ударением как слышится, так и пишется)

3. от суффикса
в корнях пишется -А- если за корнем стоит суффикс - а -
-лож- лаг- а - изложение - излагать
-кос- кас- а - коснуться - касаться.

4. в зависимости от конечной гласной корня
а) в корне - рос- раст – ращ – перед -СТ- и –Щ- пишется -А-
Росли – вырастать – выращивать
запомнить: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.
б) в корне –скак- скоч - перед -К – пишется -А-
запомнить: скачок, скачки

6. В корне –плав- пишется -А- (исключения: пловец, пловчиха, плывуны)

7. В зависимости от значения находится правописание корней
- ровн- равн – ровный, гладкий или равный, одинаковый
- мок - мак- пропускать жидкость, намокать или опускать, погружать в жидкость, обмакивать.
Запомнить: ровесник, поровну, уровень, равнина, равняйсь!



Выполнить упражнение. Объяснить правописание гласных в корне.

Скл…ниться над ручьем, скл…няться над водой, накл…нить голову, накл…няться над чертежом, покл…н, кл…няться, прекл…няться перед кем-то, держать р…внение в рядах, разр…внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр…внять кусты, ур…вень производства, решать Ур…внение, удачное ср…внение, зар…внять канаву, великолепная р…внина, буйная пор…сль, р…сти вширь, ср…щение костей, зар…стать травой, пор…сло мхом, отр…сль промышленности, отвр…тительный рост…вщик.





===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 198
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.10 00:26. Заголовок: Гласные о/ё/е после шипящих и Ц во всех частях слова


УРОК №6

БУКВЫ О,Ё,Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ВО ВСЕХ ЧАСТЯХ СЛОВА.

1. В корне слова пишется Ё, если слово изменяется таким образом, чтобы вместо Ё во вновь образованном слове была буква Е
Шёпот – шептать,
Чёлка – чело,
Чёлн – челнок,
Шёлк – шелковистый,
Чёрный – чернеть
Чёрт - черти
В словах, где это невозможно, пишется О
Шорох, шоры, чопорный.
В словах иностранного происхождения – тоже О
Шоссе, шоколад, мажор.

2. В суффиксах глаголов - ё -, - ёва - , - ёвыва- , - ён(н) -
выкорчёвывать, освещённый
В суффиксах существительных и прилагательных, образованных от глагола и сохранивших с ним семантическую связь.
Коптить – копчёный - копчёности,
Сгущать – сгущённый – сгущёнка,
Ночевать – ночёвка.
В остальных существительных, прилагательных и наречиях
Под ударением - О, без ударения – Е, (не пишется – Ё)
СкачОк, речОнка, горячО, грушОвка, но грУшевка, орАнжевый, неуклЮже.
В суффиксе – ЁР - в заимствованных словах
Стажёр, монтажёр, коммивояжёр.

3. В окончаниях глаголов всегда Ё.
течёт, печёт, влечёт, сечёт
В окончаниях других частей речи
Под ударением - О, без ударения – Е, (не пишется – Ё)
плащОм, грачОм, врачОм, но смЕрчем, горЯчего, хорОшего

После - Ц –
Под ударением пишется – О - , без ударения пишется – Е – (Ё не пишется)
ДеревцО, но деревцЕ

Другие случаи правописания гласных после – Ц –
1. В корне после – Ц – пишется гласная – И –: цирк, циркуль, цимбала, цифра, циркулярный. Исключения: цыган, цыпочки, цыпленок, цыц, цыкать
2. В окончаниях - ЦИЯ пишется всегда – И –
: циркуляция, революция, конституция, амбиции
3. В других случаях пишется - Ы –
синицы, птицы, рукавицы, птенцы, Голицын, Курицын





===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Администратор




Сообщение: 57
Зарегистрирован: 12.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.10 08:37. Заголовок: Наташенька! Это тебе..


Наташенька!
Это тебе!
[взломанный сайт]<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 199
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.10 21:00. Заголовок: Спасибо! Это еще не ..

===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Администратор




Сообщение: 64
Зарегистрирован: 12.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.12.10 21:27. Заголовок: ВашаЛия пишет: Ната..


ВашаЛия пишет:

 цитата:
Ната, как разместить информайию в таблицах?
Форум не поддерживает таблиц, а у меня уже иначе нельзя:((



Открыть документ word с таблицей.
Нажать клавишу Alt и не отпуская клавишу PrtScn.
Открыть программу Paint.
Чтобы запустить программу Paint, откройте меню Start (Пуск) -> All Programs (Все программы) -> Accessories (Стандартные) -> Paint
В программе Paint нажать вкладку РЕДАКТИРОВАТЬ и в ней нажать ВСТАВИТЬ.
(ВСТАВИТСЯ ФОТОСТРАНИЦЫ С ТАБЛИЦЕЙ)
Нажать иконку ВЫДЕЛЕНИЕ слева
Обвести таблицу, если имеется излишнее изображение.
Нажать ПРАВКА -> ВЫРЕЗАТЬ
Нажать файл СОЗДАТЬ в Paint старое изображение не сохранять
Нажать правка ВСТАВИТЬ.
СОХРАНИТЬ ФАЙЛ, выбрав формат, дав наименование.
Теперь таблица в виде картинки вставляется как обычные картинки или через радикал, или через кмпьютер.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 214
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.10 23:55. Заголовок: ТЕСТ №1 1.инт(е,и..



ТЕСТ №1
1.инт(е,и) (л, лл) (е,и)генция
2.инт(е,и) (л,лл) (е,и)ктуальный
3.(в) последствии(е,и) увид(е,и)т
4. (не) смотря на угрозу
5. (в) течении(е,и) всего пр(е,и)бывания в городе
6. вряд(ли) ему присни(т, ть)ся
7. (не,ни) кто иной, как Печорин
8. ко(м, мм)ун(е,и)кабельный
9.быть на к(а, о)нф(и,е)ренци(е, и)
10.(ни)кто иной (не)способен на это
11.в(е, и)н (е, и) грет
12.пр(е, и)дпр(е, и)н(е, и)матель
13.фал…ш…
14. гу(м, мм) анизм
15.ист (енн, инн) патр(ио, ео)тизм
16.сплетня о сума…шес…ви(е, и) героя пье(с, сс)ы
17.ид(е, и)алист
18.балова(н, нн)ый ребенок
19. пред…стория событий
20.сент(е, и)ментальная история
21.военная к(а,о)мпания
22.(э, и)гоист (по)неволе
23.без…ску(с, сс)тве(н, нн)ый
24.гости(н,нн)ая
25. выйти замуж…(по) ра( сч, щ)ету
26. (не,ни) рас(ссч, сч)итывая на успех
27. говорить (по) ру(с,сс)ки
28. скажи, что (бы) он пришел, что (бы) (не, ни)случилось
29. буду…щий лингвист
30. издавн(а, о)
31.(по) истине
32. мирово(з, зз)рение человека
33. (что) бы (то) (не, ни) было
34. (в) следствии… (не) погоды
35. (в) течении… лета
36. кто (либо)
37. был в театре (н…)раз
38. (не) был в театре (н…) разу
39. делать то ( же), что вчера
40. я то(же) был там
Чтобы посчитать свой IQ в русском языке, найдите ответ в конце и сравните со своим тестом. Каждый правильный ответ дает +1, каждый неверный -1. Сложите все плюсовые ответы и вставьте в формулу:
IQ = S ( сумма правильных ответов) х 100
40
В результате Вы получите уровень IQ в процентах





Ответы

1.интеллигенция
2.интеллектуальный
3.впоследствии увидит
4.несмотря на угрозу
5.в течение всего пребывания в городе
6.вряд ли ему приснится
7.не кто иной, как Печорин
8.коммуникабельный
9.быть на конференции
10.никто иной не способен на это
11. винегрет
12.предприниматель
13.фальшь
14.гуманизм
15.истинный патриотизм
16.сплетня о сумасшествии главного пьесы
17. идеалист
18.балованный ребенок
19.предыстория событий
20.сентиментальная история
21.военная кампания
22.эгоист поневоле
23.безыскусственный
24.гостиная
25.выйти замуж по расчету
26.не рассчитывая на успех
27.говорить по-русски
28.скажи, чтобы он пришел, что бы ни случилось
29.будущий лингвист
30.издавна
31.поистине
32.мировоззрение человека
33.что бы то ни было
34.вследствие непогоды
35.в течение лета
36. кто-либо
37.был в театре не раз
38.не был в театре ни разу
39.делать то же, что вчера
40.я тоже был там




===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 215
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.10 23:56. Заголовок: http://zalil.ru/3017..

===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 216
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.12.10 15:04. Заголовок: Да, Наташ, они мне х..

===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 218
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.10 09:35. Заголовок: http://i059.radikal...

===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 219
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.10 09:51. Заголовок: Виртуальный диктант


Виртуальный диктант по теме "Слитное и раздельное написание НЕ и НИ"

Осенью в Балаклаве.


Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы, если в этом есть необходимость.

(В) конце сентября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни еще теплы и (по) осеннему ласковы, в Балаклаве становится (по) домашнему уютно, точно в комн…атах после от…езда (не)прошен…ых гостей.
Кругом тишина, (не) нарушаемая (н…)чем. Вода так густа и тяжела, что звезды отражаются в ней, (не) рябясь и (не) мигая. Раздают…ся ленивые шаги ноч…ного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кован…ых рыбач…их сапог о камни тр…туара, но слышу так (же), как между двумя шагами он чиркает к…блуками. Но вот он завернул куда (то) (в) бок в мощ…ный пер…улок, и шаги его смолкли.
На всем Крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве – рыбаки готовят…ся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги, весом по(полу)пуду каждый, подновляются (не) пр…м…каемые, крашен…ые ж…лтой масл...н…ой краской плащи и кож…ные штаны, штопаются паруса.
И вот уже, похлопав (не) решительно в воздухе, вдруг надувается парус, как острое белое птич…е крыло.
Под кормовой реш…ткой лодки хранится (не)большой запас хлеба, десяток копч… ных рыб и боч…нок с водой, а на самом борту сидит молодой рыбак и с хвас…ливой (не) брежностью р…скуривает верч…ную папиросу.
Это (н…) кто иной, как Юра Паратино, (не) высокий, крепкий, просолен…ый и просмолен…ый грек. Ни (кто) (не) сравнится с Юрой удачливостью, и (ни) кто иной (не)
проявляет такого равнодушия к (не) справедливым ударам судьбы, что особен…о высоко ценит…ся этими солен…ыми людьми.
(На)утро его баркас, (до)веоху наполне…ый серебря…ой рыбой, влетает в залив, и (не)брежно, (на)ходу Юра с..скакивает на деревя…ую пристань.
Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают (по) две или (по)три рыбины и швыряют их в к…рзины, ведя точный, скорый, н… на секунду (н… )прекращающийся сч…т.
Крепкий запах (свежее) пойма…ной и чадный запах жаре…ой рыбы стоит в воздухе (в)течении… (не)скольких дней.
Ленивые об…евшиеся рыбой коты валяются поперёк тр…туаров, открывают один глаз, когда их толкнёш… ногой, и тот (час)же засыпают опять.
Гуси, то(же) сон…ые, качаются (по) середине залива, а из клювов у них торчат хвосты (не)доеден…ой рыбы.
(По А.Куприну)


===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 220
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.10 09:59. Заголовок: УРОК №10. СЛИТНОЕ И ..


УРОК №10. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ.
Правописание омонимичных союзов и местоимений, союзов и наречий.
1. Надо научиться отличать наречия от существительных с предлогом.:
Насилу отыскали дорогу.- в данном случае отвечает на вопрос - как? -наречие
На силу не надейся – отвечает на вопрос - на что? Это сущ. с предлогом.
Между предлогом и существительным можно вставить местоимение:
На свою силу надейся.
2. Наречия образуются почти от всех частей речи, в т.ч. и от существительных с предлогами: вволю, вверх, внизу; от прилагательных с предлогами: изредка, досуха, издалека; от числительных с предлогами: впервые; от местоимений с предлогами: вничью, совсем; при этом предлоги превратились в приставки и пишутся слитно:
вдребезги, наискось, наверняка.
Но существует группа наречий, которые пишется раздельно: это наречия, образованные от существительных с предлогами БЕЗ, ДО, С: бежать без оглядки, работать без устали, нажать до отказа, работать с оглядкой, с прохладцей и т.д.
ЗАПОМНИТЬ: без ведома, без обиняков, без оглядки, без просыпа(у), без разбора, без спроса без толку, без устали, бок о бок;
В виде, в диковинку, в заключение, в меру, в ногу, в общем, в противовес, в рассрочку, в ряд, в срок, в старину, в тупик, в упор.
До востребования, до отказа, до свидания, до смерти, до упаду.
За глаза, за границей, за границу, за полночь, за упокой.
Из-за границы, из-под мышек, из-под спуда.
Как раз
Мал мала меньше
На авось, на бегу, на боковую, на веки вечные, на вкус, на грех, на диво, на износ, на корточках, на поруки, на совесть, на убой, на ура, на цыпочках, на четвереньках, не в духе и т.д. С затруднениями обращайтесь к орфографическому словарю


===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 221
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.12.10 10:05. Заголовок: 3. Надо отличать сою..


3. Надо отличать союзы от местоимений и наречий.
СОЮЗ не является членами предложения, а служит лишь для связи однородных членов или частей сложного предложения, а также для связи самостоятельных предложений в тексте. Местоимения и наречия в предложении являются его членами.

а) ЗАТО – ЗА ТО
У нас тесно, зато (но) весело – союз можно заменить на другой союз
Я благодарен всем за то (за что?), что помогли – (дополнение)
Встань за то (за какое?) дерево – (определение) – ср.: Встань за ту березу.

б) ТОЖЕ (ТАКЖЕ) – ТО ЖЕ (ТАК ЖЕ)
Все мои товарищи учатся. Я также (тоже, и) поступил в институт.
То (что?) же повторилось на другой день. – То самое повторилось на другой день.
Вася работал так (как?) же, как и все. - (так, как)

в) ЧТОБЫ - ЧТО БЫ
Мы остановились, чтобы (зачем?) набрать воды.
Что бы могло случиться? (Что могло случиться?)

г) ОТТОГО, ПОТОМУ – ОТ ТОГО, ПО ТОМУ
Возьмите теплые вещи, потому что (зачем? почему?) ожидается похолодание.
Мы отказались от того (от чего?), что нам не нужно.

д) ИТАК – И ТАК
Итак, подведем итоги.(следовательно)
Мы шли долго и так (как?) устали, что сделали привал

Частицы БЫ (Б) , ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж) –всегда пишутся отдельно

===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 226
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 11:46. Заголовок: Урок № 11


УРОК № 11
ДЕФИСНЫЕ НАПИСАНИЯ СЛОВ

1.Через дефис пишутся:
а) неопределенные местоимения с приставкой КОЕ- и суффиксами – ТО, - ЛИБО,
- НИБУДЬ. Кое-что, что-либо, что-то, какой-нибудь.
б) частица – КА. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»
в) наречия, образованные с помощью приставки ПО – и суффиксов – ОМУ, - ЕМУ, - ЦКИ, - СКИ, - ЬИ: по-моему, по-твоему, по-немецки, по-английски, по-птичьи.
г) наречия, образованные повторением одного и того же слова, однокорневых слов, повторением синонимов: еле-еле, мало-помалу, подобру-поздорову.
д) наречия, образованные от числительных с помощью приставки ВО(в) – и суффиксов
- ЫХ, -ИХ: во-первых, в-третьих.
2.Сложные слова:
а) сложные имена существительные:
- приставка ПОЛ - пишется через дефис в следующих случаях
Пол – лимона, пол – лица, пол – листа, пол - леса
Пол- Америки, пол – России, пол – Москвы, пол – Китая
Пол – апельсина, пол – огурца, пол – арбуза
Сравни: полстакана, полчаса, полчеловека, полтарелки
Исключение: поллитровка
- сложные существительные без соединительной гласной, обозначающие единые понятия
диван-кровать, дом- музей, груть-тоска, купля-продажа;
- географические наименования: Орехово- Зуево, Нью-Йорк, Ростов-на-Дону
- названия промежуточных сторон света: юго-запад, северо-восток;
- воинские звания: генерал-майор, капитан-майор;
- названия единиц измерения: киловатт-час, грамм-молекула.
- названия животных, растений: Иван-да-Марья, Царь-рыба, Перекати-поле
б) сложные прилагательные
- образованные от дефисных сложных существительных
Усть-Качка – усть –качкински
- образованные от двух и более основ и характеризующие понятие сдвух и более сторон
аграрно-промышленный комплекс, военно-хирургический госпиталь
- обозначающие оттенки цветов
бледно-голубой, серо-буро-малиновый


===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 227
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 11:56. Заголовок: Урок №12 Правописание производных предлогов

===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 228
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 12:18. Заголовок: Выполните задание


Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы

На второй день я просыпаюсь от яркого, б…ющего прямо в глаза солнышка. Иду ( в)низ и (в)место зарядки ра…калываю с (пол)дюжины крепких еловых чурок Морозные п…ленья з…нели, как зв…нел за двором наст и ядрен…ый свежий утрен…ик. Было приятно вл…пить т…пор в середину чурки, вскинуть через плеч… и, крякнув, сильно, ре…ко опустить обух на толстую плаху. С десяток п…леньев я принес в дом, открыл печную задви…ку, вьюшки и заслонку. Нащ…пал лучины и на п…рожной лопате сунул в печ… первое, поперечное полено. Заж...г лучину и на лопате же положил ее на полено. Дым белым п…током, огибая кирпич…ное устье, пош…л в трубу, и я долго смотрел на этот п…ток. Печ… уже трещ…ла. Я взял две бадьи и сколь…кий отшлифован…ый водонос, пошел за водой. Высоко натоптан…ая тропка зв…нела под валенками ф…рфоровым звоном. Сне… на солнце был до того ярок и светел, что глаза (не)произвольно щ…рились, а в тени от домов четко ощ…щалась глубин…ая снежная синева.
Дома налил воды в самовар, набрал в железный с…вок румян…ых, уже успевших наг…реть углей и опустил их (в)нутро сам…вара. Сам…вар зашумел почти (тот)час же. Когда я поставил его на ст…лешницу, от него ве…ло знойным духом золы, вода домовито булькала в медном чреве. Пар бил из дырки султаном. Я раскрыл банку консервирован…ой говядины, банку сгущ…нки, заварил чай и нарезал хлеб. Ощ…щая первобытную, какую(то) (н…)от чего (н…)зависящую осн…вательность мяса и хлеба, налил стакан янтарно(бурого) чая. У меня был тот ап…етит, когда вкус еды ощ…щают даже десны и зубы. Насыщаясь, я все время ч…вствовал силу плечевых мышц, ч…вствовал потребность двигаться и делать что(то) тяж…лое.
А со…нце било в окно, в доме и на улице было уд…вительно спокойно и тихо, и этот покой оттенялся добрым, ум…ротворенно ворчливым шумом затухающего сам…вара.
(по В. Белову)



===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 229
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 12:30. Заголовок: 3. ГРАММАТИКА а. сло..


ГРАММАТИКА
а. словообразование;
б. морфология
в. синтаксис

Урок № 13. Словообразование.
Способы словообразования
Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования, словообразовательную систему русского языка в целом, а также называют процесс образования слов.
Под словообразовательной системой понимают те элементы, из которых состоит слово (приставка, корень, основа, суффикс, окончание), а также структуру слов языка и законов, на основании которых слова объединяются в словоовообразовательные типы. Русскому языку свойственно большое количество словообразовательных типов, которые различаются степенью продуктивности. Словообразование тесно связано с лексикой и морфологией, так как все вновь образованные слова, с одной стороны, пополняют лексику языка, а с другой стороны, получают какое-либо грамматическое оформление (статус какой-нибудь части речи и все присущие ей категории).
Изучая орфографию, мы часто сталкиваемся с необходимостью сделать словообразовательный разбор, чтобы безошибочно определить правописание той или иной части слова. Словообразовательный разбор- это выяснение, от чего и с помощью чего образовано интересующее нас слово. При этом устанавливается последовательность соединения аффиксов.

Порядок словообразовательного разбора.
1. Дать толкование лексическому значению слова.
2. Сравнить состав слова с однокоренными словами.
3. Выявить ту часть слова, с помощью которой получается данное для разбора слова.
Словообразовательный анализ отличается от разбора слова по составу тем, что не требует выявления всего состава слова, а лишь требует нахождения той части слова, с помощью которой оно образовано, (например: просматривается, просматривать).

Существует несколько способов словообразование.
1. Лексико-семантический - образование новых слов идет за счет возникновения омонимов (Например: мой долг вырос вдвое - мой долг помочь другу). Это способ средней продуктивности.

2. Лексико-синтаксический способ - образование новых слов идет в результате сращения двух или более слов (например: быстротекущий, нижеподписавшийся, скоропортящийся, быстрорастворимый). Этот способ мало продуктивен.

3. Морфологический - является самым продуктивным в настоящее время, он имеет несколько вариантов:
- суффиксальный (например: мотор-моторист, комбайн-комбайнер, суп-супница);
- префиксальный (Например: кормить - прикормить, перекормить, откормить);• префиксально-суффиксальный (например: вода - подводный, скорость - сверхскоростной);
- безафиксный - путём усечения основы (например: зелёный - зелень, голый - голь, взрывать - взрыв);
-сложение основ при помощи соединительной гласной (например: ледокол, пятилетка);
- аббревиация - таким образом создаются сложно сокращенные слова (например: МПС, ООН, МХАТ, США).

4. Морфолого-синтаксический - способ перехода из одной части речи в другую (булочная, ванная, гостиная, столовая, портной, слабительное, нищий).
Словообразование служит для создания в языке новых слов, которые обозначают новые предметы и явления.


===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 230
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 13:11. Заголовок: МОРФОЛОГИЯ Урок №14 ..


МОРФОЛОГИЯ
Урок №14

<\/u><\/a>

===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 231
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.10 17:16. Заголовок: Урок №15

===================
<\/u><\/a> Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 395
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.11 21:07. Заголовок: Ответьте на вопросы ..


Ответьте на вопросы теста.

Вариант VI
Инструкция
Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный
и запишите соответствующую цифру в бланк ответов.

На выполнение 30 тестовых заданий отводится не более 2-х академических часов.

1. Найдите слово с ударением, поставленным неправильно:
1) заку́порить
2) звони́т
3) катáлог
4) крапи́ва

2. Укажите предложение, в котором вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ?
1) Разведчики под покровом ночи отправились во ВРАЖЕСКИЙ тыл.
2) Артиллеристы метким выстрелом подбили ВРАЖЕСКИЙ танк.
3) По его ВРАЖЕСКОМУ взгляду все сразу поняли, что он пришел не с мирными намерениями.
4) До позднего вечера во ВРАЖЕСКОМ лагере горели костры.

3. Найдите ошибку в образовании формы слова
1) больше пятисот рублей
2) пара носок
3) самый красивый цветок
4) лягте

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения
с деепричастным оборотом:
Проводя химические эксперименты,
1) соблюдаются правила техники безопасности;
2) вещества тщательно перемешиваются;
3) я фиксирую результаты в лабораторном журнале;
4) требуется осторожность.

5. Укажите словосочетание, в котором нет грамматической ошибки
1) благодаря другу мы быстро доехали до места
2) граждане, оплатите за проезд
3) заведующий аптеки
4) опираться на фактах

6. Подумайте, в каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст
А. По-моему эта сказка могла быть написанной о Фридрихе Шиллере.
Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жестокой
зимы душистыми цветами.
В. Куст расцвел, потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука.
Г. «Он обладал даром, - сказал о Шиллере Гете, - облагораживать все, к чему
прикасался».
1) АГБВ 2) БВАГ 3) ГБВА 4) ВБАГ





Вариант VI

7. Назовите слово с орфографической ошибкой в корне:
1) преподавать
2) выростать;
3) дороженька,
4) представлять,

8. Укажите причастие, в котором следует писать букву е перед нн
1) высуш_нные грибы
2) выслуш_нный cовет
3) насто_нный на травах чай
4) потер_нный паспорт

9. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в предложном падеже единственного числа
1) ребенок
2) печаль
3) ручонка
4) город

10. Найдите существительные с гласной Ё в корне
1) ж…нглёр
2) ч_рточка
3) ш…рох
4) ш…колад

11. Укажите слово, которое пишется через дефис
1) (западно)европейский
2) (чёрно)белый
3) (двух)местный
4) (по)старше меня

12. Назовите слово с –нн
1) дрессирова…ый
2) мечен_ый
3) голубин_ый
4) щеки румян_ы

13. Найдите слово с ошибкой на орфограмму «непроизносимые согласные»:
1) вестник,
2) двухместный
3) гигантский,
4) агенство

14. Найдите слово с изменяемой приставкой:
1) разговорный
2) надрезанный
3) делитель
4) постоянный


Вариант VI

15. Отметьте глагол, где в окончании следует писать е
1) он сдерж…т слово
2) слово не воробей, вылет…т – не ворот_шь
3) пустая мельница и без ветра мел_т
4) бездонной кадки водой не наполн_шь

16. Отметьте причастие, в котором следует писать суффикс -ащ, -ящ
1) та_щий снег
2) завис__щий человек
3) природа жажд_щих степей
4) дремл_щий старик

17. Определите, в каком ряду НЕ пишется раздельно:
1) (не)прерывное (не)домогание
2) (не)веселый, а грустный
3) (не)вежда
4) это было (не)избежно

18. Укажите слово, которое пишется слитно
1) (в)виде полумесяца
2) иметь (в)виду
3) (из)под стога сена
4) и он (то)же придет

19.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении
Заморосил мелкий дождь и весь видимый горизонт обложило тучами.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) В сложносочиненном предложении есть общий второстепенный член, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

20. Найдите, в каком предложении должны быть запятые перед союзом И:
1) И снег и ветер и звезд ночной полет нас за собой ведет.
2) Рассмотрение этого дела еще не завершено и будет долгим.
3) Необъективный и пристрастный подход к делу мешает поиску истины.
4) Склоны оврага поросли непролазным бурьяном и терном

21. Укажите, в каком предложении есть вводные слова:
1) Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
2) Словом, Гаврика терзали сомнения.
3) Словом сыт не будешь.
4) Слово – это единица языка.




Вариант VI
22. Укажите предложение с распространенным определением, в котором надо поставить запятую:
1) Покрытые росой тополя стояли на краю узкой тропинки.
2) Все отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться.
3) На солнце ярко сверкнули избушки занесенные снегом.
4) За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

23. Отметьте, в каком предложении должно быть тире
1) Я не то, что вы предполагаете.
2) Спина у акулы тёмно-синяя.
3) Долг наш защищать крепость.
4) Вишнёвый сад мой.

24. Найдите, в каком предложении неправильно оформлена чужая речь
1) Жена в гневе говорит мужу: «Лучше бы я вышла замуж за черта».
2) «Что ты, дорогая! - ответил муж - Браки между кровными родственниками
запрещены».
3) Я спросил у прохожего, как пройти в художественный салон.
4)Один из философов однажды заметил, что «корона часто прикрывает пустое темя».

25. Найдите слово, образованное суффиксальным способом:
1) тракторист
2) перечитывать
3) созвездие
4) обезболивающий

26. Укажите, в каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом
1) Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными.
2) Часов в десять вечера совершенно освободился от туч небесный купол, который теперь был усеян звездами.
3) Тишина прерывалась лишь звуками песни, которые доносились издалека.
4) Наконец мы увидели замок, который возвышался на холме, и ускорили шаг.
27. Найдите, какое из слов-синонимов относится к просторечной лексике:
1) голова
2) головушка
3) глава
4) башка
28. Определите, в каком словаре надо искать сведения о правописании слов:
1) толковом
2) этимологическом
3) орфоэпическом .
4) орфографическом




Вариант VI
29. Подумайте, о каком из пяти функциональных стилей идет речь:
Информативная функция данного стиля отражается и в жанровом его своеобразии: он представлен в монографиях, статьях, рефератах, а также учебной и справочной литературе. Содержание и назначение этих видов литературы разнообразно, но их объединяет характер научного мышления: главнейшей формой его является понятие, а языковым выражением мышления служат суждения, умозаключения, следующие одно за другим в строгой логической последовательности. Это определяет такие черты стиля, как отвлеченность, обобщенность; в нем структурно выражена логичность изложения.
1) литературно-художественный;
2) публицистический;
3) учебно-научный;
4) официально-деловой.

30. Найдите предложение без антонимов:
1) Книга учит различать добро и зло.
2) Корень учения горек, да плод его сладок.
3) Недруг поддакивает, а друг спорит.
4) Ученье способно и украшать, и утешать


===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
профи. модератор




Сообщение: 625
Зарегистрирован: 20.03.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.13 10:15. Заголовок: ГИА Тест Мини-тест д..


ГИА
Тест
[url=http://wang/00138.php]
Мини-тест для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс
[/url]www.samsdam.net/rusl

===================
Главный редактор "Литературного вестника"
Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 18
Зарегистрирован: 16.08.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.01.15 18:42. Заголовок: Это интересно!


БОЛЬШИНСТВО СЛОВ С БУКВОЙ "Ф" В РУССКОМ ЯЗЫКЕ - ЗАИМСТВОВАННЫЕ

Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» – флот.

В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола».
В русском языке есть слова на «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд – этодлинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и«змееед».

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- – закоулок.

Единственное слово русского языка, которое не имеет корня – вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср.снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
Единственное односложное прилагательное в русском языке – это злой.

В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, – итог и итого и а- – авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов и и а.

Слова бык и пчела – однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года «превысокомногорассмотрительствующий».
В Грамматическом словаре русского языка А.А. Зализняка издания 2003 самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме – это прилагательное «частнопредпринимательский». Состоит из 25 букв.

Самые длинные глаголы – «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все – 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв);
Самые длинные существительные – «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы; словоформы -ами – по 26 букв, впрочем, «человеконенавистничество» практически не употребляется в мн. ч.);

Самые длинные одушевлённые существительные – «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве, словоформы -ами – по 23 буквы);

Самое длинное наречие, фиксируемое словарём – «неудовлетворительно» (19 букв); впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарём;

Самое длинное междометие, включённое в Грамматический словарь – «физкульт-привет» (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса);

Слово «соответственно» является самый длинный предлог и самый длинный союз одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.

Недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Besucherzahler looking for love and marriage with russian brides
счетчик посещений